Медовый Спас


Медовый Спас

Медовый Спас

14 августа (1 августа по старому стилю) Православная церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, который в народе называют Медовым Спасом.

В этот же день отмечается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и святого Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами.

Слово "происхождение" представляет неточный перевод греческого слова, буквально означающего "предъисхождение", "несение впереди" древа или части от подлинного Креста Господня, на котором был распят Иисус Христос.

В Константинополе, при греческих императорах, в этот день выносили священную реликвию - Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос, из дворца в церковь Святой Софии и совершали водоосвящение. Этот обычай из Греции перешел и в Россию. В этот день после литургии совершается малое водоосвящение на реках, прудах и озерах, для чего идут туда крестным ходом.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней".

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 14 августа (1 августа по старому стилю) 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".

В сказании говорится, что празднование также было установлено константинопольским патриархом Лукой и Киевским митрополитом Константином в память знамений от трех святынь - Креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса. Знамение произошло во время победы византийского императора Мануила над сарацинами, а также русского князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в походе 1164 года.

Противники были побеждены и обратились в бегство, а от святых икон, находившихся среди войск, исходили лучи, осенявшие полки. Греческий царь и русский князь обменялись сообщениями об одержанных победах и о чудесном сиянии, исходившим от святых икон.

К XV веку относятся иконы Происхождения креста, на которых изображался византийский крестный ход. В XVI-XVIII веках строились церкви, посвященные этому празднику.

По принятому ныне в Русской церкви чину 14 августа совершается малое освящение воды до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда - так называемый первый Медовый Спас. С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня широко отмечался в средневековой Руси. С особой торжественностью это происходило в Москве, где совершался крестный ход на воду и чин водоосвящения, отличавшиеся особой торжественностью, в которых участвовал сам царь. Накануне вечером 13 августа (31 июля по старому стилю) государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря на Москве-реке устраивалась "Иордань" (от реки Иордан, в водах которой крестился Иисус Христос) - над водой сооружалась сень (шатер, навес) на четырех столбах, которая расписывалась и увенчивалась золотым крестом. По углам "Иордани" изображались святые евангелисты, внутри нее - апостолы и другие святители. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, птицами. Около "Иордани" устраивались два места - для государя, в виде круглого пятиглавого храма, и для патриарха, которые расписывались, украшались резьбой и огораживались позолоченной решеткой, помост вокруг них застилался алым сукном. В назначенное время, под колокольный звон государь выходил на воду, окруженный боярами и служилыми людьми, для торжественного освящения воды.

Действо Происхождения начиналось с погружения Животворящего Креста в воду. После прочтения молитв государь с боярами опускался в "Иордань", возложив при этом на обычное выездное платье святые кресты с мощами. Переодевшись под "сенью" в сухое платье, царь прикладывался к кресту и принимал патриаршее благословение. Духовенство освященной ("иорданской") водой кропило войска и знамена, а желающим разливалась святая вода.

После чина водоосвящения устраивались народные гулянья.

Не только в городах, но и в деревнях и селах России церковью устраивалось торжественное вынесение креста, совершался крестный ход к водоемам (рекам, озерам, прудам) и источникам воды (колодцам), где происходили молебны и освящение воды. В этот день отдавали дань воде, поэтому и называли в народе первый Спас "Спасом на воде", Водным или Мокрым.

Крестьяне считали, что с этого дня пчелы прекращают производить мед, поэтому необходимо было "заломать соты", иначе пчелы из соседних ульев заберут весь мед. Для "выламывания" первых сот на пасеке пчеловод одевался в чистую одежду, осенялся крестным знамением, выбирал самый богатый по медовому запасу улей, после чего "подрезывал" соты и, положив часть в новую, не бывшую в употреблении деревянную посуду, относил в церковь.

После литургии священник освящал мед нового урожая, и только теперь его разрешалось есть. Часть освященного меда оставалась в церкви, затем угощался причт, нищие и дети.

Возвратившись из церкви, пчеловоды разговлялись свежим медом, пирогами с пшенной кашей и медом, варили "медяные" квасы и угощали всех пришедших в гости, а в древней Руси пекли на первом меду огромный хлеб-пряник из первой ржаной муки нового урожая.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Монастырская пасека. Архивное фото

Монастырская пасека. Архивное фото


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Синонимы:

Смотреть что такое "Медовый Спас" в других словарях:

  • Медовый Спас — Медовый Спас …   Википедия

  • медовый спас — сущ., кол во синонимов: 1 • праздник (133) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Медовый Спас — Мед овый Сп ас (праздник) …   Русский орфографический словарь

  • Медовый Спас — (праздник) …   Орфографический словарь русского языка

  • Медовый Спас. Традиции и рецепты — Едва медовый справлен Спас, Светает Спас преображенский. Спас третий с вечери успенской. Иванов день: всему свой час. Вяч. Иванов Прозрачным янтарем переливаются на солнце открытые баночки меда, даже воздух , и тот пропитан медовым ароматом.… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Спас — (ст. слав. Съпасъ, греч. Σωτήρ «Спаситель»)  эпитет, присваиваемый Иисусу Христу. Особенно характерен для иконописи …   Википедия

  • Спас (значения) — Спас (сокращение от Спаситель, греч. Σωτήρ) эпитет, присваиваемый Иисусу Христу. Особенно характерен для иконописи. Содержание 1 Образы иконографии Христа 2 Праздники …   Википедия

  • Медовый хуторок (музей) — Медовый хуторок («Пчелиный хуторк»[1][2], «Музей пчелы»[2])  музей пчеловодства и крестьянско фермерского хозяйства. Находится в Печорском районе Псковской области, в 39,5 км от Пскова, в 7 км от села Старый Изборск, близ деревни… …   Википедия

  • Медовый хуторок — («Пчелиный хуторк»[1][2], «Музей пчелы»[2])  музей пчеловодства и крестьянско фермерского хозяйства. Находится в Печорском районе Псковской области, в 39,5 км от Пскова, в 7 км от села Старый Изборск, близ деревни Дубровка[2].… …   Википедия

  • Спас на водах — (Первый спас, Мокрый спас, медовый спас)  праздник православного календаря, установленный 1/14 августа. «Спас на водах» («Спас на водах», «Хождение по водам»)  икона, на которой изображен Христос, идущий по воде рядом с лодкой апостолов …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.